Криминальная драма «Французский транзит» Печать
[28.05.2015 16:01]
Павел Фомичёв
27 мая в киевском кинотеатре «Баттерфляй De Luxe» прошла премьера прекрасного европейского фильма – «Французский транзит».
 
 
Настоящая французская криминальная драма в старом стиле. Не часто увидишь такое превосходное ретро. Атмосфера бешеных семидесятых воссоздана с ювелирной точностью и французским шармом. Превосходный ответ массовой голливудской кинопродукции. Европейское кино практически всегда сильно отличается от американской конвейерной продукции: тонкость, интеллигентность и шарм. С первых кадров зритель попадает в атмосферу лучших кино-хитов прошлого века, с великолепными актерами, красивыми мужчинами и женщинами и взвешенными диалогами. Ничего лишнего.

70-е годы ХХ века, залитый солнцем Марсель, суровые мужчины в стильных костюмах и солнцезащитных очках. Через город идет большой наркотрафик в Америку, Чикаго. Соответственно, в Марселе цветет организованная преступность, которая берет под свой контроль все казино и клубы города. Мафиозные кланы при этом, как водится, воюют между собой, так что криминальная обстановка в городе – просто аховая: большое количество наркоманов, грабежи, убийства и разгул преступности. 
 
 
Марсельский юрист Пьер Мишель (Жан Дюжарден) занимается подростками-наркоманами: он судья по делам несовершеннолетних. Но в какой-то момент Пьера вызывает генеральный прокурор города и сообщает, что хочет назначить Мишеля судьей по особо тяжким преступлениям.

Мишель приходит работать в отдел по борьбе с наркотиками и за короткое время заметно активизирует работу этого отдела. В отделе прекрасно знают, кто их главная цель. Потому что босс боссов мафии в этом городе – Гаэтан Зампа по кличке Танни (Жиль Леллуш). У него прямые контакты с американской мафией в Чикаго, он – преступный король Марселя. 

Поначалу Зампа не принимает всерьез работу судьи Мишеля. Однако отдел по борьбе с наркотиками развил такую бурную деятельность, что даже Зампа начинает чувствовать, что вокруг него все уже и уже сжимается кольцо. Впрочем, Гаэтан – не из тех, кто будет сидеть сложа руки и ждать, когда Пьер развалит его мощную преступную организацию. 
 
 
Жан Дюжарден и Жиль Леллуш имеют много общего друг с другом: они оба – замечательные и именитые актеры, оба – красавцы, оба – невероятно обаятельные. Они давно дружат и нередко снимаются вместе: Жан и Жиль играли вместе в «Маленьких секретах», вместе сделали очень забавную комедию «Право на лево», сыграли вдвоем в сериале Le d?barquement. И вот теперь – оба исполнили главные роли в фильме «Французский транзит».

И Дюжарден, и Леллуш нередко снимаются в комедийных картинах, однако здесь – суровая полицейская драма, которая сразу вызывает в памяти знаменитые французские фильмы семидесятых-восьмидесятых, в которых играли Лино Вентура, Жан Габен, Ален Делон и другие известные актеры тех времен. Я имею в виду «Прощай, полицейский», «Сицилийский клан», «Двое в городе» и другие картины из этой серии. 

Стиль семидесятых, насколько я могу судить, передан здесь очень неплохо, причем не только на примере Марселя, но и Чикаго: по фильму и Пьер Мишель, и Гаэтан Зампа летают в Чикаго по своим надобностям. 

И упомянутый стиль старых фильмов здесь выдержан очень и очень четко, и этим прямо-таки наслаждаешься: потому что французы уже давно так не снимают.
 
 
Но здесь – другое дело. Все поставлено и сыграно, как по нотам. Хороший сценарий, в котором нет ни грамма «благородных бандитов», а есть история, которая выглядит очень жизненно. Разгул криминала и наркомании, жуткая коррупция среди политиков и полиции, а если с бандитами кто-то реально начинает бороться, то это – чистый Серпико, то есть человек, который не может поступать иначе, несмотря на смертельную опасность того, чем он занимается. 

Жан Дюжарден в роли Пьера Мишеля – великолепен. Я его до этого практически не видел в серьезных драматических ролях, так вот, Дюжарден показал, что он эти вещи может играть совершенно замечательно. Его персонажу веришь, и ты понимаешь, что такой человек будет идти до конца, он не остановится ни перед чем! И видишь, какое отчаяние охватывает его, когда ему приходится работать с новым полицейским инспектором, который, в отличие от старого, то ли куплен с потрохами, то ли совершенно профнепригоден. 

Вместе с тем Пьер Мишель – вовсе не святой рыцарь без страха и упрека. Он нередко совершает вещи, которые никак не стыкуются с понятием полной законности. Тут Мишель напоминает Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя». Помните эпизод, как Жеглов подкладывает кошелек в карман Кирпича? Пьер спокойно совершает подобное, да еще и делает всякие вещи похлеще, из серии: вы мне их арестуйте, а я уж придумаю, что на них навесить. 
 
 
Но он это делает, потому что понимает, что иначе во всей этой прогнившей и насквозь продажной полицейской системе – нельзя. Потому что если он будет свято следовать каждой букве закона – у него просто ничего не получится, ведь бандиты никаким законам не следуют вовсе. 

Жиль Леллуш превосходно сыграл мафиозного босса Гаэтана Зампу. Жесткий, суровый, временами откровенно страшный – действительно настоящий мафиози, а не клоун на выходе, каким выглядел Жан Рено в этом «22 пули: Бессмертный». 

Зампа – человек очень незаурядный: он выстроил свою империю, которая работала весьма эффективно, и казалось, что с Зампой вряд ли кто-нибудь сможет справиться. Однако он не ожидал, что найдется человек с еще большей, чем у него, волей, который станет ему достойным соперником. 

В общем, посмотрел этот фильм с большим удовольствием: старый добрый и оригинальный стиль полицейских драм. При этом картина снята так, что совершенно не смотрится анахронизмом, несмотря на хорошо воссозданную обстановку семидесятых. Самое интересное, что это еще и поставлено по реальным событиям. Прошлое и настоящее переплетены крепко.
 

 
Погода, Новости, загрузка...